Царь-Пушкин

Поэт Пушкин, в связи с юбилейными обстоятельствами, эксплуатируется эстетическими фундаменталистами в качестве своеобразной Царь-пушки - одного из архетипических символов величия и мощи Российской империи. Возникает и возник уже культ личности Пушкина. Силами современных имиджмейкеров ему атрибутируются православная святость, самодержавная гордость и народная близость. В некоторых российских городах ведутся подготовительные работы к замене главного городского памятника Ленину памятником Пушкину. Улицы Москвы пестрят кудрявыми бакенбардами на биллбордах, по телевизору граждане нестройно декламируют цитаты, витрины продуктовых магазинов заполнены статуэтками "Пушкин задумался" или "Гений на прогулке". Налицо перевод фигуры "Поэта от Бога" (читай - Культуры) в ранг этакой "Пушки от Бога" (читай - Государства), из которой готовы расстреливать культурные инициативы. Но что же расстреливают из Пушки-Пушкина в действительности? Прежде всего, самого Пушкина. Который в реальности никогда не был чем-то вроде поэтической "Катюши" (что косвенным образом подтверждает дуэль), а скорее стремился летать в художественном пространстве, оседлав пушечное ядро по примеру Мюнхгаузена. С другой стороны, известны отношения между историческими Пушкиным и Царем. Царь посылал Пушкина на Кавказ, пытаясь использовать его в качестве пушки, а Пушкин посылал Царя в вечность, используя его в качестве снаряда. Пушкин навсегда останется Царем Поэзии, Царь же - одним из персонажей поэзии Пушкина. Сегодня нас пытаются убедить, что Пушкин сам превращается в Русского Царя. Так же, как стал в свое время походить на Царя Генералиссимус Сталин, надевший новенький мундир главкома. Осуществляется коррупция образа Пушкина. Цель выставки - продемонстрировать изначальную, корневую вибрацию потомка le Negre du czar (царского негра), очистить его памятник от "птичек официоза" и одновременно "почистить себя под Пушкиным". Реальный Пушкин был уникальным в нашей истории примером светского тусовщика, первым фриком русских вечеринок, который осознал свое маркированное (в силу цвета кожи и общественного положения) положение как артистическую практику. Энергично и агрессивно он совершал одну бескровную революцию за другой, то в журнальном бизнесе, то в русском синтаксисе, и за это его ненавидели агенты секретных служб. Деятельность таких как Пушкин расшатывала любое авторитарное построение и двести лет назад, и сегодня. Пушкина не сбросить с корабля современности, теперь пробуют купить этот корабль и увезти Пушкина в какой-нибудь средиземноморский круиз с баром и артистами эстрады. Не выйдет, господа империалисты! Дело идет к выборам. Проскользнуть между Царем и Пушкой и выбрать "чистого" Пушкина - вот цель.

Голос ПГ из "Ротонды",
/6/-/12/- 19.6.1999, Москва, Нескучный сад.